×

Главная / Статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы на тренировках. Разбор частых ситуаций

25.04.2023

Психологические проблемы, которые возникают на тренировках с детьми от 3 до 8 лет, влияют на мотивацию и эффективность работы ребёнка. Ребёнок может испытывать страх, стресс, переутомление, дискомфорт от своего роста (вспомните, как вел себя малыш при прорезывании зубов) и прочее. Тренер видит симптомы: слезы, агрессию, гиперактивность, повышенную эмоциональность, апатию к процессу. Все эти проявления могут навредить работе группы, потому педагогу, тренеру важно в минимальное количество времени перенаправить энергию в позитивном направлении.
Наша статья будет полезна и родителям, чтобы уметь диагностировать, что же происходит с моим ребенком, где я, мама, могу помочь. 

При решении любой психологической проблемы детей, возникающей в момент обучения футболу, теннису (любой вид спорта) до тренировки, либо после - всем участникам процесса (родитель, тренер, педагог) важно помнить важную истину: РЕБЕНОК глубоко эгоцентричен. Особенности детского эгоцентризма – неспособность встать на иную точку зрения, отличающуюся от собственной. Особенно это проявляется в дошкольный период развития. 

Сосредоточенность на себе означает, что ребёнок не способен намеренно причинить себе зла: все действия он направляет себе на благо. У маленького человека ярко выражен инстинкт самосохранения и при решения любой психологической проблемы это стоит учитывать. Решать, взывая к чувствам ребёнка о самом себе. 

АЛГОРИТМ решения психологических проблем дошкольника: 

Первое, подтвердить чувства ребёнка.  Дать ребёнку понять, что он чувствует. Вот, как можно сказать об этом:  «Похоже, ты  сильно расстроен, что ваша команда проиграла. Обидно, ты выкладывался на полную, но это не помогло!». Признайтесь, взрослые, как же это опустошает, когда ты приложил максимум усилий, а их оказалось недостаточно! 

Второе, проявить солидарность, эмпатию. Это и правда поможет, если будет искренне. Вспомните свои чувства, когда это случалось с Вами: «Да, это ужасно несправедливо. Я понимаю, если бы это случилось со мной, я бы, наверное, разревелся!».  

Третье, принять чувства! Принять их, даже если ребёнок проявляет агрессию, а Вы вынуждены прекратить его неприемлемое поведение. «Я вижу, что проигрыш ужасно расстраивает, что руки опускаются! 

Важно! Слушайте, не перебивайте. Позвольте ему выговориться, а вы помогайте с определением эмоций. Если, конечно, он что-то пытается сказать. (Если ведёт себя неприемлемо, бьет себя, других – такое нужно прекратить). 

И в заключении, позвольте ребенку самостоятельно прийти к решению! «Так и что по твоему нужно делать сейчас?! «И как ты думаешь, нам поможет победить твоя сломанная нога?».

Каковы наиболее частые проблемы на тренировках по футболу или теннису (или другое) у детей от 3 лет. 

СЛЁЗЫ

Ребёнок может плакать, потому что испытывает:

a) Физическую боль.  Ребёнок упал, его толкнули, попали мячом и т.д. Малышу больно, он связывает боль с футболом, и больше не хочет её испытывать, а значит – тренироваться.

b) Сильные эмоции: обида, отчаяние, гнев, возмущение. Спортсмен потерял мяч, ему забили гол, у него отобрали мяч, - он потратил все силы тщетно.

c) Страх. О страхах мы подробно говорили в нашей статье о детских страхах. Опубликовали две части, в которых перечислили основные причины страха и как действовать, если ребёнку страшно. 

Какие действия следует предпринять, чтобы маленький спортсмен перестал плакать и вернулся к тренировкам. Представим ситуацию в виде треугольнике: проблема-причина-решение.

Проблема - ребёнок плачет и отказывается тренироваться или играть. Какие могут быть на то причины? Рассмотрим, первый вариант - физическая боль. Ребенок упал, ему больно, он связывает боль с тренировками, и больше не хочет ее испытывать, а значит – тренироваться. 

Итак, идём по алгоритму решения: подтверждаем чувства, выражаем эмпатию, принимаем чувства ребёнка: «тебе больно, и от царапины могут сильно болеть!». Слушаем и не перебиваем. И позволяем ребёнку самому принять решение. 

В минуты ощущения боли важно переключить внимание ребёнка. Отвлекаясь, дети быстро забываются: «Наверное, у человека-паука много таких царапин, ведь он карабкается по стеклу, как думаешь, как у него так получается»? Можно пофантазировать на тему, как можно избавиться от боли: «Вот бы нам с тобой живую воду, полил и всё». Когда ребёнок переключился, он забыл о том, что у него что-то болит. 

Если ребёнок категорично из-за боли отказывается заходить в зал, предложите условия продолжения тренировки: «давай так, ты сейчас забьешь 3 гола, а потом уйдешь домой или будем решать, продолжать с футболом или нет»! 

Вторая возможная причина слёз – проигрыш. В этот момент важно осознать и проговорить эмоции ребенка. Вновь проходимся по алгоритму решения психологической проблемы детей на тренировках по футболу. Признание чувств всегда способствует сближению и доверию между тренером и воспитанником. Не стоит отвергать чувства по принципу «ты мужик, не плачь, как девчонка!» Ребёнок никому ничего не должен, и он делает всё себе на благо.

Когда Вы принимаете его эмоции и проговариваете их, ребёнок понимает, что Вы с ним заодно, Вы знаете, что с ним происходит и автоматически уровень эмоций сбавляется. Покорно ждите, пусть поверженный выскажется, успокоится. И возможно сам расскажет о том, что ему следует делать дальше. Или же взрослый может помочь с решением: «будем больше тренироваться, добавим тренировки на песке».  

Решение проблемы должно направлять юного спортсмена к мысли, что ничего ужасного не случилось, и с этой неприятностью можно справиться, и ваше общее решение приходится всем по душе. После этого ребенок готов вернуться к тренировке.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Психологическая проблема, с которой сталкиваются тренеры во время тренировки – чрезмерная двигательная активность, частая смена фокуса внимания. Такой ребёнок не слушает тренера, выполняет свои упражнения, исследует пространство зала в своём ритме, может брать и использовать инвентарь по своему усмотрению. Слишком активные дети мешают тренировочному процессу. Итак, проблема, на лицо - гиперактивность и низкая концентрацией внимания. Решение кроется в постепенном расширении возможностей ребёнка фокусироваться на одной и более предметах. На каждой его тренировке можно предложить индивидуальные задачи в рамках группового взаимодействия. Во-первых, мы заполняем действиями активного спортсмена, во-вторых, поддерживаем его внимание на мяче. 

Примеры отдельных просьб для гиперактивного ребёнка на тренировке по футболу или теннису: 

a) посчитать голы других детей, 

b) посчитать отборы, ауты, количество отскоков,

c) собрать/раздать манишки, инвентарь, 

d) следить за очередностью ребят.

Существует отличная уловка, её стоит применять, когда Вы заслужили доверие спортсмена, - назначить гиперактивного ребёнка на какую-то важную должность, которая отразит его часто повторяющиеся активные действия. Скажем, если он любит бегать по кругу – ответственный за разминку. Если болтает – будет начальником названий. Пусть придумывает названия упражнениям. Если часто отходит от группы и считает ворон – главным по наблюдениям. Каждые 3 минуты он докладывает (или записывает, рисует) свои впечатления. Если вдруг ребёнок может выплескивать агрессию – пусть попробует стать стражником добра и следит за тем, чтобы никто на тренировке не сорился.

Иными словами, мы стараемся давать дополнительные задания гиперактивным детям, чтобы они могли удерживать внимание на тех или иных игровых действиях. 

ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Проблемой на тренировках может стать то, что ребёнок резко и негативно реагирует на собственные неудачи. Здесь может быть причиной необузданный темперамент или личные примеры, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Очень важно при решении проблемы идти по алгоритму. Принять эмоции - «да, ты злишься, и я бы на твоем месте рвал и метал. То, что происходит, ужасно!». Дать выговориться. В темпераменте, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, важно дать человеку пройти этот длинный и долгий «тормозной путь». 

Часто на групповых тренировках нет должного времени, а ребёнку нужно помочь, тогда предложите конструктивную сублимацию выхода негативной энергии. «Давай измерим, насколько ты зол?! Если сможешь 200 раз прыгать на скакалке без остановки, значит ты просто бешенный тигр!». Предложите ребёнку на его взгляд безумные действия, например, лечь на пол, крикнуть кукареку и пр. Во-первых, они отвлекают внимание, во-вторых, тормозят процессы возбуждения и, наконец, могут вернуть позитивный лад тренировке. Не стоит забывать о технике  разорвать в клочья свою обиду. Дайте ребёнку бумагу, карандаш, пусть рисует свой гнев, потом после тренировки можно обсудить рисунок  и порвать его на мелкие кусочки. 

Задачу - поиск решения - лучше незаметно переложить на плечи ребёнка. Именно он знает о себе больше, и точно предложит лучшее спасение для себя. Ваша миссия как коуча согласовать и утвердить воспитанника в правильности его намерений. 

В нашей статье перечислены часто встречающиеся проблемы, которые могут возникнуть на тренировках по футболу и теннису у детей от 2 лет. Надеемся, предложенные пути решения проблем и алгоритмы будут служить вам отправной точкой в установлении доверительных и позитивных отношений с вашими детьми и воспитанниками. 
В следующих статьях мы остановимся на таких проблемах как апатия к занятиям, лень, агрессия в отношении взрослых и товарищей по команде, а также что делать, если ребёнок пропускает тренировки по футболу и теннису. 

С заботой о будущем наших детей,
Команда ПОЛЕКОРТ